Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль
Петергоф — самый удивительный в мире дворцово-парковый ансамбль! Многие сравнивают его с Версалем, но если даже бегло пробежаться по этой статье — Вы убедитесь, что французскому аналогу далеко до отечественного =)
Запись относится к месту: Петергоф
Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал — своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне — ключевому моменту в российской истории, сделавшему её Империей
Первоначально в Петергофе находилась императорская резиденция, но после Октябрьской революции все здания были превращены в музеи. Чёрной полосой в истории дворцово-паркового ансамбля является Вторая мировая война, во время которой он был почти полностью уничтожен вражеской артиллерией — лишь благодаря нечеловеческим усилиям сотрудников музея отсюда до оккупации удалось вывезти около восьми тысяч предметов дворцовых интерьеров и примерно 50 статуй, что, конечно же, являлось мизерной частью всех сокровищ Петергофа
Возрождаться ансамбль Петергофа начал после окончания войны и продолжает реставрироваться до сих пор. Нижний парк был открыт уже в 1945 году, через год были включены пережившие войну фонтаны, а ещё через год был заново воссоздан фонтан «Самсон», который был настолько прекрасен, что даже фашисты во время войны не смогли его уничтожить — забрали к себе на родину. Реставрация Большого Петергофского дворца была начата в 1952 году, а через 12 лет, 17 мая 1964 года, открылись первые залы воссозданного музея
Сегодня все дворцы Петергофа и все его парки являются частью государственного музея-заповедника «Петергоф»
Самым выдающимся сооружением петергофского ансамбля является Большой Петергофский дворец, гордо возвышающийся над ведущим к парковой зоне Большим каскадом. С XVIIIго по XX век дворец был летней резиденцией императорской семьи. Первое здание на этом месте начало строиться в 1714 году — строительство велось в стиле «петровского барокко» и было окончено к 1925 году, после чего дворец постепенно достроили в стиле «зрелого барокко». Под дворцом находится декоративный грот, о котором я напишу в конце
Парковая зона Петергофа делится на Верхний и Нижний парки, на территории которых находится комплекс фонтанов, равного которому по красоте и численности нет больше нигде в мире. Нижний парк занимает 102 с половиной гектара и подпитывается 22-километровым водоводом, берущим своё начало у подземных родников неподалёку от Ропши. Дворец от Нижнего парка отделяет уже упоминавшийся ранее Большой каскад. В его центре установлен фонтан Самсон, струя которого устремляется ввысь на 20 метров, а по обеим сторонам находятся Итальянский и Французский Большие фонтаны, позади которых высятся колоннады. Подробнее о Нижнем парке чуть позже
Канал, ведущий от Большого дворца к Финскому заливу, называется Морским и три года назад лишился прекрасных аллей голубых елей по обеим сторонам — на их месте планировалось посадить европейскую ель, но информацией о том, была ли эта инициатива воплощена в жизнь, я на данный момент не располагаю=(
Верхний сад
Верхний сад находится с другой стороны Большого дворца над естественным склоном, отделяющим Верхний сад от Нижнего парка. Сад занимает сравнительно небольшую площадь (если сравнивать с Нижним парком) и представляет собой прямоугольник, обнесённый с трёх сторон оградой, созданной Бартоломео Растрелли в XVIII столетии
Главной особенностью Верхнего сада Петергофа является его идеальная симметрия, а вода из пяти его фонтанов подпитывает Большой каскад. Фонтаны также расположены симметрично — по центру находятся «Нептун», «Межеумный» и «Дубовый», остальные два фонтана установлены напротив боковых флигелей Петродворца. Доминанта Верхнего парка — фонтан «Нептун», украшенный множеством средневековых скульптур
Ещё одним украшением Верхнего парка являются установленные в 1757 году четыре мраморные скульптуры итальянца Джованни Бонацца — «Зефир», «Помона», «Флора» и «Вертумн»
Также в Верхнем саду можно пройтись по такой вот интересной зелёной аллее)
…а может и красной=)
Фонтан “Нептун”
Как я уже писал выше, этот фонтан является доминантой Верхнего сада, поэтому вполне логично, что и выглядит он гораздо пышнее и насыщеннее остальных. Фонтан «Нептун» украшен трёхъярусной скульптурной группой, над которой возвышается, собственно, сам морской владыка с неизменным трезубцем в руке. Из расположенных с четырёх боков пьедестала масок морских чудищ бьют водные струи
По обе стороны от основания сидят олицетворяющие речные воды нимфы с вёслами в руках, а сам пьедестал украшен множеством барельефов, кораллов и других деталей из свинца, а также фигурами мальчика и девочки, сделанными из бронзы. Также Нептуна «защищают» всадники на морских лошадях с крыльями (гиппокампах), которые погоняют дельфинов. Кроме постамента, дельфины есть и в самом бассейне фонтана — 8 симметрично расположенных фигур
На южном борту бассейна находится небольшой трёхступенчатый каскад, над которым установлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского вместо старой деформированной свинцовой статуи «Зима». Только вот и Нептун, и Аполлон появились здесь позже — вначале, в 1736 году, в центре бассейна была установлена созданная Растрелли «Телега Нептунова» из свинца, но позже она обветшала и в 1798 году была заменена созданной в Нюрнберге задолго до этого (ещё в XVII столетии) скульптурной композицией «Нептун», которая дожила до наших дней. Так что петергофский «Нептун» имеет ещё и германскую веху в своей истории
А вот и один из гиппокампов, которые, согласно древнегреческим мифам, считались царями рыб — соответственно у них есть плавники и рыбий хвост)
Думаю, можно кратко остановиться на той части истории «Нептуна», которая касается Германии. Создание фонтанной группы пришлось на тот период, когда в Германии воздвигались сотни великолепных памятников, украшающих площади и рынки городов как знак расцвета империи. Вот и Нюрнберг также решил создать нечто выдающееся, чтобы украсить городской рынок. Решено было приурочить фонтан знаковому для Германии событию — Вестфальскому миру, положившему конец изнурительной Тринадцатилетней войне, поэтому для его создания были привлечены лучшие мастера империи. Кстати, нимфы на самом деле олицетворяли не безымянные, а вполне конкретные реки — Регниц и Пегниц, а на цоколе пьедестала Нептуна до сих пор красуются гербы Нюрнберга, его ратуши и двуглавый орёл канцлера. Всего для придания целостности этой выдающейся скульптурной композиции было создано 27 фигур
Но вот какой приключился казус… Когда всё было практически готово — вдруг оказалось, что мастера просчитались и для такой монументальной фонтанной группы попросту не хватит воды в тех самых реках Регниц и Пегниц… Так что пришлось всё разбирать и складывать в сторонке «до лучших времён». На фото — тот самый Аполлон Бельведерский, пристроенный позже к и без того насыщенной фонтанной группе
«Лучшие времена» для нюрнбергского «Нептуна» пришли лишь через 130 лет, в 1780х годах, но не в виде дополнительных средств на переоборудование… Наоборот, за счёт ненужного городу фонтана местные власти решили пополнить бюджет, поэтому предложили будущему русскому царю Павлу, очень кстати заехавшему сюда во время своей поездки по Западной Европе, купить у них «Нептуна» Властям Нюрнберга повезло — Павел решил показать им, насколько богато его государство и без раздумий купил фонтанную группу за бешеные по тем временам деньги — 30 000 рублей. На радостях нюрнбергцы заявили, что сами доставят скульптурную композицию в Россию)
К этому времени для замены петергофской «Телеги Нептуновой» был отлит бронзовый «Нептун и Тритоны», но установить его не успели — с этим связана ещё одна интересная история. Как раз в этот момент царь решил, что нюрнбергский «Нептун» как нельзя лучше подходит для Петергофа как по масштабам, так и по величию, только вот поставить он его хотел не в Верхнем парке, а в Нижнем. Там бы его и установили, если бы не оказалось что бассейн, питавший фонтан «Кит», вместо которого планировалось водрузить нюрнбергскую группу, не в состоянии обеспечить потребности «Нептуна» в воде. Поэтому было принято решение заменить им «Телегу Нептунову», для чего пришлось сделать новый пьедестал из гранита и значительно подкорректировать водопроводную систему. В результате в 1799 году коллекция Петергофа пополнилась ещё одним выдающимся фонтаном)
«Нептун» будто бы специально создавался для того, чтобы быть установленным в Петергофе — настолько органично он вписался в ансамбль Верхнего сада. В XIX веке немцы поняли, какое сокровище продали России и пытались вернуть своё наследие обратно, но безрезультатно — результатом многолетних переговоров стало лишь то, что в апреле 1896 года немецкому скульптору позволили изготовить гипсовые слепки с «Нептуна». Во время Второй мировой войны фашисты разобрали фонтанную группу и отправили в Германию, но в декабре 1947 года её вернули в Петергоф. Прошло ещё 9 лет, пока струи «Нептуна» не полились вновь — за это время была воссоздана уничтоженная гитлеровцами статуя Аполлона, а «Нептун» вернулся на «законный» пьедестал
Таким образом, сегодня в центре Верхнего парка Петергофа высится окружённый четырьмя фонтанирующими маскаронами гордый морской владыка на высоком постаменте — его прекрасно видно из любой точки Верхнего сада и из всех окон дворца
Фонтан “Межеумный”
Южнее «Нептуна», у самого входа в Верхний парк, находится круглый бассейн с бронзовым драконом в центре, из пасти которого вверх вырывается струя воды. Дракона окружают четыре дельфина, спокойно брызгающие струйками
Первоначально, в 1738 году, в этом бассейне была установлена свинцовая «Андромеда» — с этого момента на её месте побывало ещё несколько скульптур, пока, в конце концов, здесь не установили бронзового дракона с крыльями. Вот почему в конце XVIII столетии фонтан был назван «Межеумный», то есть «неопределённый»
В начале XIX столетия в фонтане вместо дракона поместили дельфиноподобную фигуру «Стерлядка», но после 1857 года о ней больше нигде не упоминалось
«Стерлядка» тоже долго не простояла — в 1929 году в центре бассейна установили чугунную вазу из Дубового бассейна. Специальная внутренняя отделка этой вазы делала напор струи непостоянным — она то поднималась, то опускалась
Дракон вернулся на место лишь в 1958 году, но уже не тот, что раньше — дельфинов и дракона отлили заново по немногим материалам, дошедшим до нас
Фонтан “Дубовый”
Ещё южнее, у самого входа в Верхний парк, посреди другого круглого бассейна находится шестиугольная звезда с дельфинами по краям, в центре которой стоит позолоченый мраморный «Мальчик с маской»
Этот фонтан также первоначально выглядел по-другому — в 1734 году здесь был установлен свинцовый «Дуб» Растрелли, окружённый тремя драконами и шестью дельфинами, но через 12 лет его демонтировали и более чем через полвека, в 1802 году, установили в Нижнем парке Петергофа. Скорее всего, демонтаж был связан с проведением в те времена ежегодных окроплений знамён петергофских полков «святой водой» в присутствии императрицы — для этого в бассейне настилался помост, чему, по всей видимости, и мешал возвышающийся по центру «Дуб»
Но к тому времени за фонтаном закрепилось уже название «Дубовый», несмотря даже на то, что «Дуба» там больше не было. В 1768 году дельфины окружали уже «Рог изобилия», вырезанный из дерева, а в 1857 году его сняли по причине ветхости, и долгое время на этом месте оставалась лишь обычная насадка для фонтана, без всяких прикрас. В 1929 году в центре бассейна был установлен «Мальчик с маской», украшающий фонтан и поныне — его удалось сохранить, во многом благодаря реставрации 1970 года
Фонтаны Квадратных прудов
Старейшими водоёмами Верхнего парка Петергофа являются Квадратные пруды, вырытые в 1719 году для обеспечения Нижнего парка водой. Через полвека, в 1773 году в их центре решили установить скульптурные группы, окружённые свинцовыми дельфинами, но вскоре они обветшали и были демонтированы, а на их месте установили обычные вертикальные струи — лишь в 1956 году фонтанам был возвращён прежний облик
На этом фото — Фонтан Венеры Итальянской в окружении 6 дельфинов, а фоном выступает церковь Петра и Павла, являющаяся частью Большого Петергофского дворца
Теперь перейдём в Нижний парк… Здесь, помимо непередаваемой красоты фонтанов, находятся ещё пара дворцов, музеи, сады и павильоны — вот с них-то мы и начнём=)
Нижний парк
Ансамбль Нижнего парка Петергофа принёс ему мировую известность — именно на его территории находятся самые выдающиеся скульптуры, фонтаны и архитектурные памятники музея-заповедника
Прообразом для Нижнего парка Петергофа послужило оформление Версаля — вот откуда строгая симметрия, характерная форма деревьев и кустарников, множество скульптур и павильонов. На фото — ваза, расположенная на Марлинской аллее Нижнего парка
Вообще своим внешним видом и общей структурой Петергоф обязан самому Петру Первому, чьи наброски послужили основой для составления Генерального плана резиденции. В память об основателе Петергофа в Монплезирском саду около самого любимого дворца царя каждую весну расцветают удивительные тюльпаны разных цветов
Композиционным центром Петергофа является возвышающийся на 16-метровом уступе Большой Петергофский дворец, от которого к Финскому заливу двухкилометровой лентой вытянулся Нижний парк
Морской канал является осью симметрии Нижнего парка — он делит его на восточную и западную части. Обе стороны канала оформлены цветниками, от которых веером расходятся четыре аллеи — восточные ведут ко дворцу Монплезир, а по западным можно дойти до павильона Эрмитаж. В Нижнем парке есть и ещё одна система аллей, берущая своё начало у западной оконечности парка, около дворца Марли — здесь начинается три аллеи, пересекающие парк с запада на восток
Нижний парк располагает несколькими самодостаточными архитектурно-парковыми ансамблями со своими дворцами и фонтанами. В центре главного ансамбля находится Большой дворец с каскадом, центрами остальных ансамблей являются «Большая оранжерея», дворцы Монплезир и Марли. Ниже на фото — как раз та самая Большая оранжерея, построенная в 1722—1725 годах по проекту Браунштейна и Земцова
Парк засажен деревьями, завезёнными из разных точек России и из-за рубежа, а для разбивки цветников приглашались лучшие из мастеров. За парками Петергофа хорошо ухаживали, поэтому сегодня здесь можно прогуляться по настоящим паркам XVIII столетия и полюбоваться цветниками, украшенными в стиле того времени
После Великой Отечественной войны Нижний парк пришлось буквально воссоздавать по крупицам. После войны здесь заново высадили деревья, восстановили цветники и другие элементы парка, но реставрация длится до сих пор
Памятник Петру I
Разнообразие парковых закоулков оставляет впечатление многогранности и непохожести одного места на другое, создаётся этот эффект благодаря огромному количеству деревьев и цветов разных видов
Но всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли не деревья и цветы, а именно его уникальные и многочисленные фонтаны
Кому интересно почитать сразу о фонтанах — переходите сразу на третью страницу) Но я бы посоветовал всё-таки ознакомиться вначале с общей картиной в рамках Монплезирского и Марлинского садов, а уж потом переходить к разглядыванию каждого фонтана и каскада по отдельности=)
###
Монплезир
Сад Монплезир в Петергофе представляет собой мини-парк со своим дворцом, цветниками и фонтанами. Двумя перпендикулярными аллеями сад делится на 4 небольших участка, в центре каждого из которых находятся фонтаны с позолоченными бронзовыми статуями на постаментах. Характерной их чертой является то, что вода льётся с пьедесталов гладкими колоколами, поэтому их так и называют — фонтаны-колокола. Скульптуры фонтанов были установлены здесь в 1817 году вместо свинцовых аналогов. Конечно же, у каждой есть своё «имя» — “Сатир с козленком”, “Аполлино”, “Психея” и “Вакх”
Около Монплезирского дворца разбит Китайский сад — он примыкает к Ассамблейному залу и Банному корпусу. В саду расположена скульптурная группа «Амур и Психея» и фонтан «Раковина»
Интересным украшением Нижнего парка являются фонтаны-шутихи. Первыми из них были два диванчика в Монплезирском саду, прдназначенных для того, чтобы обливать гостей, решивших немного передохнуть) Еще две шутихи появились здесь в конце XVIII — начале XIX столетия. В 1803 году из Верхнего парка в Нижний был перенесён созданный по проекту Растрелли металлический «Дубок», который с трудом удалось восстановить после войны. Также был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, появившийся здесь в 1796 году. Невдалеке от “Дубка” находятся “Елочки”, построенные в 1784 году. Перед находящимся неподалёку каскадом “Шахматная гора” уютно расположились «Римские» фонтаны-близнецы, каждый из которых представляет собой два расположенных друг на друге восьмигранника, отделанных белым, розовым и серым мрамором и мелкими бронзовыми деталями, покрытыми позолотой
По обе стороны южной части Монплезирской аллеи находятся Менажерейный сад с фонтаном “Солнце”, а также два павильона “Вольера” и мраморные статуи
В 1774—1775 годах на участке, который назывался “менажерия” (по-французски зверинец), была построена императорская купальня, в центре которой был установлен фонтан «Солнце», который обрызгивал купающихся. Устроен он был так: к высокому стержню крепились два бронзовых диска с отверстиями по краям, а в круглом 3,5-метровом постаменте находилось водяное колесо, вращавшее стержень. Благодаря позолоченной поверхности, в солнечную погоду диски и вырывающиеся из них струи походят на Солнце и его лучи, под которыми «греются» 16 дельфинов. Бассейн фонтана можно разглядеть издалека, из-за его обширной площади почти в 2100 м2 — он занимает основную часть Менажерейного сада
Для обеспечения «Солнца» от общей системы водоснабжения Нижнего парка отведена отдельная труба. Раньше фонтан был непонятно зачем обнесён высокими стенами царской купальни, которые были разобраны в 1926 году, после чего фонтан сразу же органично вписался в окружающий пейзаж. Окружающие его дельфины были уничтожены нацистами и воссозданы лишь в 1956—1957 годах
Деревянные Вольеры Менажерейного сада дошли до нас такими, какими они были созданы, что можно считать своеобразным чудом, учитывая масштабы прошедших войн. Снаружи 12-гранные корпуса «Вольеров» облицованы камнем. О них мы поговорим чуть позже
Банный корпус
На востоке Нижнего парка Петергофа располагается Банный корпус, включающий в себя покои для гостей Петра I, исполненные в восточном стиле, а также другие здания парадного и бытового назначения
С востока к покоям для гостей пристроена Мыльня для кавалеров с установленным в центре восьмигранного бассейна удивительным шаром «брызгало», вокруг которого неожиданно взлетают 265 струй
В самом Банном корпусе есть ещё одно интересное приспособление — люстра-душ
Банный корпус построили для императрицы Марии Александровны, когда в моду вошла европейская система водолечения. Кстати, как и в любой русской бане, здесь есть своя парная со всеми причитающимися ей банными принадлежностями
В Ассамблейном зале можно полюбоваться уникальными шпалерами первой половины XVIII столетия и царским столом с личным сервизом Екатерины II
Екатерининский корпус
К западному флигелю Монплезира примыкает Екатерининский корпус, построенный по проекту Растрелли для проведения придворных балов. Во второй половине XVIII века интерьеры были переоформлены в стиле классицизма, а при Александре I к классическим элементам были добавлены ампирные росписи, посвящённые событиям войны 1812 года
В Екатерининском корпусе собрана редчайшая коллекция русской мебели и изделий из французской бронзы — например пресс на столе Александра I украшен настоящими ядрами с бородинской битвы, а хрустальные и фарфоровые предметы украшены портретами героев этого сражения. Жемчужиной коллекции Екатерининского корпуса является императорский Гурьевский сервиз из более чем пяти тысяч предметов, посвящённый необъятным просторам России и народу, их населяющему
Воронихинские колоннады
Партер Нижнего парка Петергофа, начинающийся Большим каскадом, замыкают Воронихинские колоннады, украшенные позолоченными вазами и куполами. Они являются своеобразной границей между партером и парковым массивом. Интересной особенностью колоннад являются струи воды, бьющие прямо из вершин куполов. Карнизы и балюстрады колоннад выполнены из белого мрамора, колонны — из серого, а сам цоколь, лестницы и скульптуры львов на них сделаны из редкого розового гранита
При Петре I здесь располагались небольшие галереи из дерева, в которых планировалось разместить 7 фонтанов. Из них установлен был лишь клокшпиль — своеобразный музыкальный инструмент с хрустальными колоколами. А в 1745 году в западной галерее установили водяной орган, во время игры на котором вода приводила в движение раскрашенные деревянные фигурки — трубящего в рог егеря, играющих на флейтах сатиров, оленя, преследуемого сворой собак, и 12 певчих птиц
Нынешние колоннады, спроектированные Воронихиным, появились на этом месте лишь в 1800—1803 годах. Кроме богатой мраморно-гранитной облицовки, на колоннадах установили позолоченные фонтанные чаши из свинца, купола покрыли золотом и подвели к ним воду. Крыльцо каждой колоннады украсили парными скульптурами львов
Через полвека Воронихинские колоннады были облицованы каррарским мрамором, на что ушло 30 тысяч пудов этой роскоши, а полы выложили венецианской мозаикой. К сожалению, во время войны позолота с куполов и фонтанные вазы были вывезены фашистами, а облицовка колоннад была сильно повреждена, но, благодаря усилиям реставраторов, в 1966 году Воронихинским колоннадам вернули утраченный облик
Дворец Марли
Западная часть Нижнего парка Петергофа занята дворцом Марли и прилегающими к нему территориями
Своё необычное название дворец получил в память о посещении Петром Первым в 1717 году французской королевской резиденции Марли-ле-Руа под Парижем, которая позже была уничтожена во время Великой французской революции. Но от французской резиденции была взята только общая композиция, в остальном же петергофский Марли является самодостаточным и неповторимым дворцово-парковым ансамблем
Дворец Марли возводили в одно время с закладкой прудов и первоначально здесь планировали построить одноэтажное здание, но Пётр I решил, что этого недостаточно и внёс в проект дополнения, согласно которым к зданию добавлялся второй этаж, а сам дворец приобретал кубоподопную форму, что придавало его пропорциям некую завершённость и гармоничность
Дворец Марли, как и другие малые дворцы Петергофа, отличается скромностью отделки, а его особенностью является отсутствие парадного зала, роль которого выполнял вестибюль. Всего во дворце 12 помещений, доступом к которым служат два коридора и лестница
Изначально дворец был предназначен для проживания высокопоставленных гостей, но с середины XVIII столетия Марли превратился в своеобразный музей, в котором хранился личный гардероб Петра I и другие его личные вещи, которые были впоследствии переданы в Эрмитаж
К концу XIX века Марли обветшал, а по его стенам пошли трещины, вследствие чего в 1899 году дворец был полностью разобран для установки на новый фундамент
Во время Великой Отечественной войны дворец серьёзно пострадал — в него попала мина замедленного действия. К 1955 году фасады Марли были восстановлены, а в 1982 году он был вновь открыт в качестве музея
Сегодня в экспозиции дворца можно увидеть морскую шинель Петра I и кафтан с шитым Орденом Андрея Первозванного, а также книги императора, его личную посуду и созданный им собственноручно стол с «апсидной» доской. Также в Марли хранится собранная Петром I коллекция живописи, включающая в себя работы практически неизвестных итальянских, фламандских и голландских художников XVII—XVIII столетий
Марлинский сад условно делится Большим прудом на Сад Бахуса (в котором намеревались выращивать виноград, но не получилось) и Сад Венеры (где выращивались фрукты для императорского стола). Во время закладки прудов был насыпан земляной вал, до сих пор защищающий Сад Венеры от сильных ветров со стороны Балтики
Дворец Марли буквально окружён прудами — на востоке находится одноимённый Марлинский пруд, а на западе — Секторальные пруды. Все пруды Марли были предназначены для разведения редкой рыбы к императорскому столу. Кстати сегодня традиция разводить рыбу в Марлинских прудах возобновлена, так что здесь можно спокойно посидеть с удочкой, любуясь окружающим средневековым пейзажем)
Планировка Марли оказалась настолько удачной, что он стал своеобразным эталоном, по которому впоследствии устраивались русские усадьбы
Павильон “Эрмитаж”
В самой западной части нижнего парка, прямо на берегу моря возвышается двухэтажное здание первого Эрмитажа России, возведённого по проекту Петра Первого к лету 1725 года
Мало кто знает, что слово «эрмитаж» пришло к нам из французского языка и буквально переводится как «уединённый уголок». Отсюда и основное предназначение Эрмитажа — уединённость для тесного круга людей одного положения и схожих интересов, покой которых никто и ничто не должно было нарушать. С этой целью на втором этаже павильона был даже установлен специальный овальный стол на 14 персон, центральная часть которого опускалась на первый этаж, где происходила сервировка и расстановка блюд, после чего стол поднимался обратно на второй этаж
Для того, чтобы заказать блюдо, гостю достаточно было изложить свои пожелания в записке на тарелке, затем дёрнуть за верёвку. Тарелка на некоторое время опускалась вниз, а затем поднималась с уже готовой едой
Этот удивительный стол с механизмом был уничтожен во время Второй мировой войны, но в перекрытии между первым и вторым этажами сохранилась его дубовая основа
Долгое время воссоздать подъемный стол не представлялось возможным — лишь в 2007 году, когда были случайно обнаружены довоенные фотографии стола, началась его реставрация. В итоге подъёмный стол был оборудован современными механизмами, но выглядит сегодня также, как и в XVIII веке, для чего был сохранён принцип приведения механизмов в движение при помощи ручной тяги
Вид снизу
Сегодня стол петергофского Эрмитажа является единственным действующим в России подъемным столом XVIII века
Принцип действия подъёмного стола демонстрируется по выходным, а в будние дни увидеть принцип его действия можно увидеть лишь на экране телевизора в павильоне
Стены центрального зала до сих пор, как и в XVIII столетии, украшают 124 полотна западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков
Павильоны “Вольеры”
Центр Восточной части Нижнего парка Петергофа украшают два изящных деревянных павильона-вольера, подобных которым, по словам известного искусствоведа Грабаря, “нет больше ни у нас, ни в Европе”
Фасады павильонов облицованы морскими раковинами, туфом и изгарью, а плавные линии куполов придают силуэтам павильонов особую выразительность
Вольеры являются сегодня одними из немногих недворцовых строений петровской эпохи, на стенах которых до сих пор сохранилась подлинная живопись XVIII века
В Вольерах, конечно же, живут птицы, которых обеспечивают светом и воздухом огромные окна-двери. В XVIII столетии в медных клетках Вольеров обитали чечётки, соловьи, дрозды и даже снегири, а также заморские канарейки и попугаи)
Сегодня в Западном Вольере обитают зяблики, чижи, синицы, щеглы, овсянки, дубоносы, а в изящных деревянных клетках живут заморские гости — амадины, рисовки, белоголовые мунии, астрильдики и канарейки. Восточный же Вольер населяют попугаи самых разных видов — ара, жако, какаду, амазоны, розеллы, кореллы, пионитесы и другие
С восточной стороны Восточного Вольера находится Лебяжий пруд, в котором неспешно плавают лебеди, канадские гуси и утки
Перейдём наконец к самой, на мой взгляд, живописной и интересной части Нижнего парка — фонтанам и каскадам
###
Фонтаны и каскады Нижнего парка
Петергоф не просто так называют «Столицей Фонтанов», ведь равных по роскоши дворцово-парковых ансамблей в мире всего пара, да и то равными они считаются лишь из-за статуса, а на деле уступают Петергофу и по роскоши, и по насыщенности. Благодарить за это надо Петра I, который для осуществления своих замыслов привлёк лучших мастеров того времени и сам постоянно руководил проектированием и постоянно вносил поправки и изменения. Благодаря такому подходу многие фонтаны Петергофа, имея уже почти по три века «за плечами», до сих пор не уступают современным аналогам, хотя с того времени в мире прошла уже не одна технологическая революция…
Место для строительства Петергофа также было выбрано лично Петром Первым, который нашёл такое место, ландшафт которого позволял бы создать самотечную водопроводящую систему фонтанов, которые, в отличие от версальских, могли функционировать постоянно в течение дня. Принципы водоснабжения, разработанные Петром I, работают до сих пор, являясь молчаливым доказательством бесспорного таланта основателя Петергофа. 8 июля 1721 года состоялся пробный пуск фонтанов, даже не дожидаясь подхода вода по основному водоводу, а 13 июля была проведена проверка Большого каскада. После всех проверок и доработок, 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, в ходе которого Пётр I лично выступил для высокопоставленных гостей в качестве гида по новой летней резиденции
После открытия работы не прекратились — возведение фонтанов и совершенствование фонтанной системы продолжалось ещё до середины XIX столетия, в результате чего в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий 4 каскада и более 150 фонтанов, а в Верхнем саду — 5 фонтанов и один каскад
Вторая мировая война нанесла Петергофу серьёзный ущерб, начиная от похищения скульпоур и заканчивая взорванными водоводами. После войны незамедлительно были начаты реставрационные работы — Нижний парк был открыт уже 17 июня 1945 года, а в 1946 году были включены первые фонтаны, но окончетельно восстановление завершилось лишь в августе 2000 года с пуском Львиного каскада в западной части Нижнего парка
Главным фонтаном Нижнего парка является уже упоминавшийся ранее Большой каскад с фонтаном «Самсон». Партер у подножия каскада украшают симметрично расположенные фонтаны «Чаши», «Мраморные скамьи», а завершают партер Воронихинские колоннады. Я уже писал ранее, что Морской канал с Аллеей фонтанов делит Нижний парк на Восточную и Западную части, но не упоминал, что же находится на их территории. Итак, в Западной части Нижнего парка находятся: каскад “Шахматная гора”, фонтан “Оранжерейный”, Римские фонтаны, фонтан “Адам”, фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”, фонтан “Солнце”, фонтан “Пирамида”, фонтаны-шутихи. Фонтаны Восточной части: каскады “Львиный” и “Золотая гора”, фонтан “Фаворитный”, фонтан “Ева”, фонтан “Китовый”, “Менажерные” фонтаны, фонтаны “Клоши”. Пройдёмся по всем достопримечательностям по порядку)
Большой каскад
Являясь блестящим памятником искусства барокко, Большой каскад является также одним из самых значительных и выдающихся фонтанных сооружений мира, благодаря просто колоссальным размерам, обилию используемой воды, графическому разнообразию водомётов и богатству скульптурного декора
Композицию Большого каскада также разработал Пётр I, но современный его облик складывался ещё в течение столетия после начала строительства в мае 1716 года. Большой каскад был запущен в августе 1723 года, но работы по его украшению продолжались. Знаменитый «Самсон» появился в центре ковша уже после смерти императора, в 1735 году, а ещё через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Растрелли — с их установкой были завершены основные работы по украшению Большого каскада
В центре Большого каскада находится Нижний грот, площадку перед которым ограничивают две каскадные семиступенчатые лестницы, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и позолоченными скульптурами, чередующимися с вазами
В центре площадки установлен фонтан “Корзина”, вода из которого по трем водопадным ступеням устремляется в ковш
Каскад построен как своеобразное продолжение Большого Петергофского дворца, что можно заметить в его стилистике и архитектуре: декор, подчиненный трехчастному делению дворца, полукружие арок и ниш, бело-желтая окраска. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами, балюстрадой перед террасой Верхнего грота Петергофа
Есть ещё и такие вазы)
Каскад и гроты перенесли множество переделок и замен структурных элементов, в результате чего часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось действие фонтанов в гроте. Незавершенная реставрация в середине XIX века привела к искажению первоначального облика всего сооружения
Во время Второй мировой войны все декоративные детали Большого каскада и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали, но, благодаря самоотверженному труду реставраторов и местных жителей, уже 25 августа 1946 года состоялось открытие каскада, а ещё через год на пьедестале в ковше канала появилась мощная фигура «Самсона», разрывающего пасть льву — его раставрация стала возможной благодаря сохранившимся довоенным фотографиям. Реставрация Большого каскада была полностью завершена в 1950 году
В 1995 году завершились семилетние реставрационные работы, вдохнувшие новую жизнь в Большой каскад Петергофа. Необходимость проведения этих работ была продиктована ветхостью гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой Большой каскад. Во время восстановления было решено вернуть каскаду утраченные элементы декора, свидетельства о которых были найдены в документах былых времён: чертежей архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюр и акварелей XVIII—XX столетий
4 июня 1995 года Большой каскад был вновь торжественно открыт — в одночасье ввысь взметнулись все 138 струй одного из самых совершенных, действующих сегодня фонтанных сооружений мира
Фонтан “Самсон”
Вообще вначале планировалось разместить в центре большого каскада фигуру Геракла, убивающего Лирнейскую гидру, но при строительстве Геракла решено было заменить Самсоном, разрывающим пасть льву — по всей видимости это связано с победой русских войск над шведами в Полтавской битве в день Сампсония странноприимца. Ну а лев, с которым Самсон так нехорошо обходится, олицетворяет Швецию, на гербе которой до сих пор красуется именно этот символ. В итоге получаем символическое изображение Пётра Первого, побеждающего Карла Двенадцатого=)
«Самсон» был установлен в центре каскада в 1735 году, но впоследствии свинцовую группу пришлось заменить — так в 1802 году здесь появилась новая бронзовая фигура Самсона, у ног которого резвятся 8 дельфинов. Для новой скульптуры был сложен гранитный пьедестал, у подножия которого в нишах спрятались ещё 4 льва, обращённые на север, восток, юг и запад. Обновление каскада было завершено в июлю 1806 года
Как я уже писал ранее, во время фашистской оккупации статуя Самсона была вывезена в Германию, поэтому сегодня мы видим лишь копию, установленную 14 сентября 1947 года, которая, тем не менее, ничем не уступает оригиналу
Струя из пасти льва устремляется ввысь на 21 метр
Пётр I не планировал вообще размещать какой-либо фонтан в ковше Большого каскада, но после его смерти решено было дополнить ансамбль Петергофа ещё одной жемчужиной, в честь 25-летия победы в Полтавской битве
Фонтаны “Чаши”
По обе стороны от «Самсона», в центре Больших цветников расположены одинаковые фонтаны «Чаши», которые называются «Французским» (восточный) и «Итальянским» (западный) — по национальности мастеров, их создававших. В 1854 году деревянные чаши были заменены новыми, изготовленными из каррарского мрамора. “Чаши” композиционно поддерживают огромный водяной столб “Самсона” и гармонизируют пространство партера
Фонтаны “Мраморные скамьи”
В дальних углах Больших цветников в 1853—1856 годах появились интересные полукруглые скамьи из белого мрамора, позади которых на высоких пьедесталах расположены два небольших фонтана с мраморными чашами и позолоченными женскими фигурами. Сзади западной скамьи стоит богиня источника Нимфа, являющаяся копией древнеримской статуи Эрмитажа, а позади восточной скамьи возвышается Данаида — одна из дочерей египетского царя Даная, обреченная вечно наполнять бездонную бочку водой
Аллея фонтанов
Вдоль Морского канала Петергофа тянется Аллея фонтанов, на которой, по замыслу Петра I, решено было соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа, а остальные фонтаны сделать в виде обычных ваз с плоскими чашами. Обветшавшие вазы впоследствии убрали, остались только 14 бассейнов из каррарского мрамора, в которых они некогда располагались. Сегодня только восемь расположенных ближе к шлюзу каменных бассейнов напоминают о прежних барочных фонтанах. Но даже этого хватает, чтобы образовать великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду
Вид с одного из мостов Морского канала на дворец
Чтобы не было путаницы — я решил, что будет лучше, если мы пройдёмся отдельно сначала по западной, а затем — по восточной части Нижнего парка Петергофа, поэтому необходимо сразу написать о парном фонтане “Адам” и “Ева”, который находится и в западной, и в восточной части=)
Фонтаны “Адам” и “Ева”
По обе стороны от Морского канала пересекающиеся аллеи образуют своеобразные площади, от которых расходятся восемь лучей. Эти две большие “звезды” являются основополагающими элементами первоначальной планировки Нижнего парка, поэтому именно здесь находятся старейшие фонтаны Петергофа: “Адам” — в восточной части парка, “Ева” — в западной. Оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг фонтанов образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей
Изготовление скульптур было заказано венецианцу Джованни Бонацца и предполагалось изначально, что это будут точные копии Адама и Евы из Дворца дожей, но скульптор немного иначе трактовал детали, в результате чего скульптуры, сохранив общую композицию и позы, наполнились барочными деталями, что сделало их не копиями, а совершенно самостоятельными произведениями искусства, что привело Петра I в неописуемый восторг. Первоначально, в 1718 году, скульптуры расместили на обычных постаментах, а собственно фонтаны заложили уже позже
«Адам» занял своё нынешнее место в 1722 году, а «Ева» оказалась в центре фонтана лишь осенью 1726 года, уже при Екатерине I
Эти фонтаны обладают мощной символичностью — прародители рода человеческого изображают Петра I и Екатерину I — прародителей Российской Империи
“Адам” и “Ева” являются единственными фонтанами Петергофа, сохранившими своё изначальное скульптурное убранство — они не менялись на протяжении почти трёх веков!
«Адама» и «Еву» окружают беседки, появившиеся здесь ещё до того, как фонтаны заработали. Они много раз изменяли свой облик, но в ходе последних реставраций (в 1970х годах около «Адама» и в 2000 году возле «Евы») им вернули облик тех беседок, которые стояли здесь в начале XIX столетия
Фонтаны и каскады западной части Нижнего парка
В западной части Нижнего парка, помимо фонтана “Адам”, находятся каскад “Шахматная гора”, фонтан “Оранжерейный”, Римские фонтаны, фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”, фонтан “Солнце”, фонтан “Пирамида”, фонтаны-шутихи. Остановимся на них поподробнее
Каскад “Шахматная гора”
Фонтанный каскад в восточной части Нижнего парка в конце Монплезирской аллеи в разные времена назывался по-разному: “Малый грот”, “Руинный каскад”, “Драконов каскад”. До наших дней он дошел под названием “Шахматная гора”, нетрудно догадаться о происхождении этого наименования)
Каскад спроектировал опять-таки Пётр I, который стремился добиться сходства с Малым каскадом французского Марли-ле-Руа, но после смерти царя первоначальный замысел был изменен, а законченный к 1739 году каскад был назван “Драконовой горой” — из-за того, что вход в верхний грот каскада охраняли три дракона, являющиеся основными водомётами фонтана
В середине XVIII века ступени каскада расписали “под шахматы” и каскад стали называть “Шахматной горой”. Каскад состоит из четырех уступов, по обе стороны от которых находятся украшенные белокаменными статуями лестницы, и заканчивается круглым бассейном
Во время Второй мировой войны фашисты уничтожили “Шахматную гору”, а во время послевоенной реставрации каскаду вернули облик, сформировавшийся к середине XVIII столетия. Спасенные от оккупантов мраморные скульптуры заняли свои прежние места
Фонтан “Тритон”
В самом центре Оранжерейного сада находится позолоченная фигура могучего тритона, разрывающего пасть морскому чудищу, и 4 черепахи вокруг него, ползущие на север, восток. юг и запад. Этот фонтан также посвящен победе над шведами в Северной войне — тритон изображает Петра I, морское чудище — Карла XII, а разбегающиеся в страхе черепахи — союзников Швеции
Свинцовый тритон появился здесь в 1726 году, но к 1876 году его пришлось заменить за ветхостью, вследствие чего на его месте была установлена композиция “Сатир с крокодилом”
Первоначальное убранство фонтану вернули после войны, когда проводили реставрацию по рисунку из альбома XVIII века
Римские фонтаны
Эти фонтаны-близнецы построены по образцу фонтана перед собором святого Петра в Риме — отсюда и название. Но Растрелли разработал новый проект, сохранив общую идею — первоначально фонтаны сделали из дерева и только в 1800 году заменили на каменные. Двухступенчатые фонтаны, украшенные цветным мрамором и разнообразной скульптурной пластикой (золотые гирлянды, венки и маскароны), находятся на выходе на Монплезирскую аллею, прямо перед «Шахматной горой». Высота струй Римских фонтанов Петергофа — более 10 метров
Первый проект предусматривал создание деревянных фонтанов с обшитыми свинцом чашами — они были созданы в 1739 году
В 1763 году Растрелли полностью переделал фонтаны и установил их на каменные постаменты. Все деревянные части были выкрашены под мрамор
На рубеже XVIII-XIX столетий обветшавшие Римские фонтаны заменили аналогами из кирпича и гранита, облицованными мрамором, а деревянные украшения были заменены на свинцовые
Во время войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны и подорвали трубопроводы, но уже в 1949 году оба Римских фонтана были восстановлены, а в 2007 году была проведена полная их реставрация
Фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”
Дворец Монплезир — любимое детище Петра I, недаром он дал ему такое «говорящее» название (“мон плезир” с французского переводится как “моё удовольствие”). Император сам выбрал для него место на берегу залива, полностью распланировал примыкающий к зданию Монплезирский сад и скрупулёзно расписал необходимое устройство фонтанной системы. В итоге в 1721 году было начало строительство и первым фонтаном, построенным здесь, стал расположенный прямо по центру Монплезирского сада «Сноп», представляющий собой высокую туфовую колонну, из которой бьёт мощная струя воды. Колонну окружает 24 более мелких наклонных струи
На равных расстояниях от “Снопа” располагаются четыре фонтана «Колокола», с установленными на них позолоченными статуями: Аполлона, Вакха, Фавна с козленком и Психеи. Форма их пьедесталов — двух видов: ваза с акантовыми листьями и каннелированная колонна. Пьедесталы завершаются дисками с закругленными краями, благодаря чему вода стекает в бассейн тонкой пеленой, что создаёт иллюзию стеклянного колокола
Фонтан “Солнце”
Уже знакомый нам фонтан “Солнце” был построен в 1721—1724 годах — двадцать струй били вокруг центральной колонны
При Петре I в водоёме этого оригинального и технически сложного фонтана содержались огромные осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги, а также плавали утки, гуси и лебеди
Лишь в 1721—1724 году Пётр I распорядился установить в бассейне фонтан с двадцатью дугообразными струями вокруг центрального водяного столба, поднимающегося с поверхности воды бассейна. Полвека спустя архитектор Фельтен сделал из водоема купальню, окружив его высокими стенами и изменив фонтан — в пьедестале он поместил колесо, приводимое в движение водой и вращавшее столб, на вершине которого находились два диска с отверстиями. Вырывающиеся из них струи напоминали расходящиеся солнечные лучи, поэтому фонтану и дали название “Солнце”
Разрушенный в годы войны фонтан был полностью восстановлен в 1957 году, причем принцип его действия остался прежним
Фонтан “Пирамида”
Фонтан “Пирамида” также находится в Монплезире, но расположен отдельно от парадных ансамблей, на собственной Пирамидной аллее. «Пирамида» является одним из старейших и красивейших фонтанов Петергофа — еще 20 августа 1725 года камерюнкер герцога Голштинского (отца Петра III) Бергхольц писал: “Подобнаго большаго и красиваго водомета нет, может быть, нигде”. “Фонтан …образует занятную пирамиду” — признал и француз Де Ла Мотре
«Пирамида» появилась тоже при Петре Первом, пожелавшим построить что-то типа Версальского «обелиска», но получившийся фонтан совсем не походил на что-либо, строившееся до него — за свою удивительную форму фонтан был назван «Пирамидой». Впервые фонтан был упомянут в Петровском указе лета 1721 года: “Пирамиду водяную с малыми кашкадами, и к ней садить лес по чертежу кленовой, липовой, или ольховой, по месту смотря”
Изначально главный архитектор Петергофа Микетти изобразил на эскизе точную копию Версальского трёхгранного “обелиска”, но Петру I не нужна была копия
Император хотел создать именно пирамиду, то есть четырёхгранный фонтан, а не трёхгранный, как в Версале. Специально для этого он выбрал четырёхгранный участок и написал: “делать по сей фигуре, а пирамида была б внизу на четыре уголка”. Это и определило неповторимую форму фонтана
В итоге сегодня на квадратной площадке на отдалении от других ансамблей красуется удивительная водная «Пирамида»
Осенью того же 1721 года началось строительство фонтана, а через три года Пётр I уже пустил воду, но ему не понравилось то, что он увидел — в результате он приказал убрать четвёртый уступ каскада, а сам бассейн сделать ниже
К сожалению, император не увидел, какой красивой стала «Пирамида» после внесённых им изменений — он не дожил до лета 1725 года, когда был открыт переделанный фонтан
Хотя тогда фонтан также был ещё далёк от современного варианта — не было построено ещё ни привычных мостиков через ров, ни величественной балюстрады — весь этот антураж был создан из дерева в 1739 году архитектором Исаковым, разместившим по углам деревянные пирамидки со звёздами
Со временем чёткая геометрия «итальянских садов» уступила тенистости и извилистости «английских садов», аккуратно подстриженные деревца уступили место большим деревьям, а «Пирамида» окончательно затерялась и обособилась, что придало ей особую прелесть и даже какой-то эффект неожиданности
В 1770 году был издан указ об исполнении ограждения и уступов «Пирамиды» из мрамора, но воплощать эти изменения начали лишь 11 ноября 1799 года
6 июня 1800 года «Пирамиду» украсила новая, величественная балюстрада в стиле процветающего классицизма, которая сегодня не имеет аналогов, её можно сравнить разве что с воздушной Камероновой галереей в Пушкине. Именно этот торжественный облик фонтана мы можем наблюдать сегодня
Так как же работает «Пирамида»? А принцип достаточно прост: вода поступает по наклонной трубе из Пирамидного пруда в семь камер квадратной чугунной коробки, герметично закрытой бронзовой крышкой с отверстиями до 505 форсунок. Высота струй каждой камеры регулируется клапанами — вот как образуется общий массив семиярусной пирамиды. Кстати, это самый водоёмкий фонтан Петергофа — в секунду уходит до двухсот литров воды. Вода заполняет 4-угольный бассейн и стекает четырьмя пятиступенчатыми каскадами в неглубокий ров, опоясывающий весь ансамбль по периметру. По бокам расположены мраморные мостики, по которым можно подойти к самой балюстраде
В начале XVIII века в русской армии существовала традиция — в конечных пунктах своего движения и в местах сражений устанавливать обелиски, по форме напоминающие пирамиды. Вот и водяная «Пирамида» на берегу Финского залива являлась своеобразным памятником побед русских войск в Северной войне. Как и все петергофские памятники, первоначально задуманный лишь как памятник победы в Северной войне, сегодня он является и памятником победы в Великой Отечественной войне, как, впрочем, и весь Петергоф, вместе взятый)
Фонтаны-шутихи
Как я уже отмечал, главной особенностью Нижнего парка Петергофа является симметричность в расположении фонтанных сооружений, между тем Восточная его часть насыщена фонтанами больше, чем Западная. Объясняется это тем, что еще в XVIII веке в Восточной части Нижнего парка устраивались гулянья царских гостей, здесь же находились “игровые места” и купальня
На перекрёстке Марлинской и Монплезирской аллей, к югу от памятника Петру I скрыты фонтаны-шутихи “Зонтик” и “Дубок”. Развлекательные фонтаны относятся к числу интереснейших достопримечательностей Нижнего парка. История их создания берет свое начало от петровских водяных забав: “Диванов” Монплезирского сада, “Моста с водяным ходом” на Руинном каскаде, “Стола с брызганием” в гроте Большого каскада и других “игровых” мест. Разнообразные водяные забавы были особенно распространены в XVIII веке в парках феодальной знати Западной Европы, о чем было известно и в России, так что появление подобных сооружений в Петергофе — дань моде того времени
Комический эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих со всех сторон посетителей (особенно если представить себе дам и кавалеров в пышных костюмах XVIII века)
Фонтан “Зонтик” был создан в 1796 году — вокруг массивной подставки устроена скамья, над которой «раскрыт» широкий зонт, увенчанный изящной резной шишкой, по форме напоминающей ананас. По краям зонта находятся скрытые яркими фестонами 164 маленькие трубочки с отверстиями, которые направлены к земле. Когда посетитель парка зайдет под зонтик и сядет на скамейку, внезапно включается фонтан. Из трубочек с шумом вырываются струйки воды, и человек оказывается как бы в водяной клетке. Сухим отсюда не выйти=)
В XIX веке фонтан подвергался неоднократным переделкам, что исказило его первоначальный облик. Верхней части была придана форма шляпки гриба (отсюда его второе название — “Грибок”), менялось количество форсунок. Так в 1826 году их насчитывалось 134, а в 1868 году было 80. После войны от фонтана осталась лишь часть изуродованной кровли и обломки деревянного ободка с несколькими поврежденными трубочками. Фонтан реставрировали по чертежам XVIII века и 11 сентября 1949 года вновь запустили. В 1954 году из дуба были вырезаны фестоны и венчающая шишка
Напротив “Зонтика”, на небольшой круглой площадке расположен целый комплекс фонтанов-шутих: пять металлических тюльпанов, деревце и две скамейки-шутихи. Весь этот комплекс носит название “Дубок”. Ветвистый шестиметровый трубчатый ствол дерева снаружи отделан свинцом, замаскированный под кору. К трубчатым веткам прикреплены “дубовые” листья из красной меди, а под “Дубком” помещены пять тюльпанов. Ствол, ветки, листья дерева и стебли тюльпанов окрашены в зеленый цвет. При включении фонтана из веток дерева, цветков и листьев тюльпанов вырываются тонкие струйки воды, обливающие всех, кому не повезло проходить в этот момент рядом) С восточной и западной сторон фонтана “Дубок”, установлены деревянные парковые диваны, за спинками которых в земле спрятано по 41 трубочке, направленной вверх — желающие осмотреть скамейку или посидеть на ней будут внезапно атакованы густым навесом струй, вылетающих из-за её спинки=)
Изначально, в 1735 году, «Дубок» был изготовлен из свинца по модели Растрелли и украшал один из круглых бассейнов Верхнего сада, но в 1746 году фонтанный мастер Брунатий демонтировал “Дубок”, и он долгое время пролежал в кладовой. Вспомнили об удивительном фонтане лишь в начале XIX века — в 1802 году мастер Стрельников собрал “Дубок”, изготовил недостающие к нему детали, пять тюльпанов и две скамейки, и установил в Нижнем парке, включив его в группу развлекательных фонтанов. Количество веток на дереве также менялось: в 1826 году их было 349, а через два года — 244. Обычно фонтан стоял выключенным, а включался лишь тогда, когда к нему подходил человек — с веток тотчас же срывались струйки воды, а шарахаясь в сторону, незадачливый посетитель одновременно попадал ешё и под действие струй дивана=) В 1914 году “Дубок” снова разобрали, и он хранился в кладовой до 1924 года, когда архитектор Волошинов установил его на прежнем месте
Ну вот мы и охватили все фонтаны западной части Нижнего парка Петергофа — теперь самое время перейти на противоположную, восточную его часть)
###
Фонтаны и каскады восточной части Нижнего парка
В восточной части Нижнего парка Петергофа, помимо фонтана “Ева”, находятся каскады “Львиный” и “Золотая гора”, фонтан “Фаворитный”, фонтан “Ева”, фонтан “Китовый”, “Менажерные” фонтаны, фонтаны “Клоши”.
Львиный каскад
Ещё одной особенностью Нижнего парка являлся принцип, согласно которому каждому дворцу должен был соответствовать свой каскад. В 1721 году началось возведение павильона “Эрмитаж” и разбивалась ведущая к нему аллея. Планировалось, что перспективу Эрмитажной аллеи с южной стороны должен замкнуть Эрмитажный каскад
Проект этого каскада был тщательно продуман Петром I (в своих записях он именовал его «Моисеева каскада»), но что-то помешало мастерам создать его — лишь в конце XVIII века появилась возможность вернуться к реализации проекта. Сооружённый в итоге на рубеже XVIII—XIX столетий каскад представлял собой прямогугольный бассейн с водопадными уступами и восемью плоскими фонтанными мраморными чашами. В качестве скульптурного декора изначально использовались статуи Геркулеса и Флоры, но через год они были заменены на бронзовые фигуры львов, а сам каскад, по местоположению именовавшийся Эрмитажным, получил своё второе, более известное название — Львиный каскад
В 1854—1857 годах Львиный каскад подвергся масштабной перестройке, в ходе которой был значительно увеличен бассейн, а на гранитном цоколе, повторяющем старый контур, установили трёхстороннюю монументальную колоннаду из 14 восьмиметровых колонн из тёмно-серого сердобольского гранита, с капителями, архитравом и базами из белоснежного карарского мрамора
Между колоннами поставили 12 чаш с фонтанами, сделанных из такого же мрамора. Нижнюю часть каскада украсили маскароны, расположившиеся под каждой чашей. В центре колоннады, на горке из гранитных глыб была установлена статуя “Нимфа Аганипа”
Сегодня от прежнего декора остались одни лишь львы, из пастей которых изливаются струи воды
Каскад создавался во времена позднего классицизма, поэтому достаточно необычно выглядит в рамках целостного ансамбля Петергофа — от остальных элементов его отличают строгость античных форм, лаконичность водного оформления, подчёркнуто сдержанные цвета камня и полное отсутствие позолоченных деталей
Во время Великой Отечественной войны Львиный каскад серьёзно пострадал; остались лишь цоколь, часть колоннады и повреждённые мраморные чаши. На реставрацию ушло очень много времени…
Лишь в августе 2000 года вновь взметнулись ввысь струи одного из самых значительных фонтанных сооружений России XIX столетия
Каскад “Золотая гора”
Неподалёку от дворца Марли находится чрезвычайно эффектный 14-метровый каскад «Золотая гора» со статуей Нептуна на верхней стене, к проекту которого также приложил свою руку Пётр I. В 1732 году строительство было завершено — к первоначальному проекту добавили скульптуры на аттике и в бассейне, а под ступенями навесили медные позолоченные листы, создававшие интересную игру света сквозь зеркало падающей воды. Если смотреть на каскад снизу, стоя у его подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Именно после этих видоизменений каскад стал именоваться “Золотым”
Во время фашистской оккупации «Золотая гора» сильно пострадала, но всю скульптуру удалось заблаговременно вывезти и тем самым спасти от невесёлой участи. Организованные по окончании войны реставрационные работы довольно быстро вернули каскаду его первоначальный облик
Фонтан “Фаворитный”
Фаворитный фонтан находится за Воронихинской колоннадой и является одним из фонтанов, посвящённых тематике басен Эзопа, которые, по замыслу Петра I, должны были составлять Аллею фонтанов вдоль Морского канала. Фонтан «Фаворитный» был сооружен в 1725 году по приказу Екатерины I — на дне бассейна поместили специальное водяное колесо, приводившее в движение деревянные фигуры, которые были через пять лет заменены на раскрашенные медные. В итоге в небольшом бассейне забавный мопс гоняет по кругу убегающих от него четырех уточек)
Когда-то на фонтане была надпись, разьясняющая смысл басни Эзопа: “Собачка Фаворитка гоняется за утками на воде; тогда ей утки сказали тако: ты напрасно мучися, ты де силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать”. Звонкий собачий лай и кряканье уток привлекали к этому фонтану заинтересованных гостей Петергофа
Фонтан “Китовый”
На этом месте некогда был вырыт пруд, в котором Пётр I хотел повторить версальский фонтан “Нептун” и устроить на склоне искусственную гору “Парнас”. Но вырытый и окруженный дамбой в 1724—1727 годах водоем простоял без декора шестнадцать лет и только в 1739—1740 годах Песочный (или Стерляжий) пруд — так называли водоем — декорировали большими скульптурами “с вододействием из рта и головы”. В центре была помещена деревянная семиметровая сказочная “Рыба-кит”, по сторонам которой плавали свинцовые “морские быки” (драконы). Ярко раскрашенные фигуры, отчетливо выделявшиеся на зеркальной глади пруда, дали название новому фонтану
В 1800 году старые деревянные фигуры были демонтированы, а фонтан стал менажерного типа с четырьмя дельфинами. В 1963 году во время послевоенной реставрации этого участка Нижнего парка фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. Сейчас на струе из фонтана держится и вращается металлический шар
“Менажерные” фонтаны
Автором этих удивительных фонтанов опять-таки выступил гениальный император Пётр I, по проекту которого были отлиты специальные насадки для фонтанных труб, позволявшие создавать гигантские 15-метровые столбы фонтанов, которые на деле были полые внутри. Вот почему к середине XIX столетия за ними закрепилось название “Менажерные”, что в переводе с французского означает “бережливый”. Конструкция фонтанов дошла до нас без изменений. Во второй половине XVIII века мощные водные столбы поднимали наверх пустые медные шары, которые при выключении струй падали в корзину
Реставрация «Менажерных» фонтанов после фашистской оккупации сильно затруднилась тем, что чертежи Петра I — и только путем упорных экспериментов удалось добиться прежней формы струй. Таким образом, полые фонтаны были полностью возрождены в 1949 году
Вид с Марлинского вала Петергофа на “Золотую гору” и “менажерные” фонтаны, на переднем плане — сад Венеры, на заднем — сад Бахуса
Другой ракурс
Фонтаны “Клоши”
В 1724 году в районе Марли решили соорудить четыре фонтана, также посвящённые сюжетам басен Эзопа, но замысел не был осуществлен, а на подготовленные места из арок грота Большого каскада перенесли фигуры четырех “Тритонов”, созданных в 1721 году из бронзы. В конце XVIII века деревянные чаши с трубочками, из которых била вода над головами “Тритонов” были заменены плоскими дисками с выходом водовода в центре. Вытекающая под малым напором вода образовывает подобие колокола и “Тритоны”, окруженные прозрачной пеленой, словно находятся в родной стихии подводного царства. После замены чаш дисками фонтаны стали называться “Клошами”, что в переводе с французского означает “колокола”
«Клоши» были полностью уничтожены фашистами, но в 1955 году воссозданы по дошедшим до нас старым фотографиям и документам
Отдельно хочу остановиться на гротах Большого каскада, не имеющих аналогов нигде в мире
Гроты Большого каскада
Для круглосуточного обеспечения фонтанов Петергофа достаточным напором воды Пётр Первый продумал всё до мельчайших подробностей, начиная от выбора подходящего места для строительства дворцово-паркового ансамбля и заканчивая разработкой водопроводной системы, работающей по принципу разницы уровней, благодаря чему сегодня в Петергофе нет никаких водонапорных сооружений и насосов — вода идёт по каналу самотёком!
Поначалу император считал, что для продолжительной работы фонтанов Петергофа хватит вод ближайшего Охотского болота, но этого оказалось недостаточно и пришлось искать дополнительные источники, которые обнаружились лишь в 25 км от Верхнего парка, на Ропшинской возвышенности. В результате получилась очень сложная система: одних только накопительных прудов — 24! На фотографии — один из накопительных прудов — Красный пруд. Раньше с помощью этих рычагов открывали железный заслон в пруду
Вид с Большого каскада на Морской канал и Финский залив
Ещё один выход к Финскому заливу
Вода стекает отовсюду в Самсоновский бассейн, откуда разветвляется на три пути: первый — через пруды и протоки в Английский пруд и Верхнесадский канал; второй — по Ольгинскому водоводу к Верхнему саду и Нижнему парку; третий — по подземным трубам к отдельным группам фонтанов и каскадов Нижнего парка
Верхний и Нижний гроты, построенные в 1716—1720 годах по замыслу Петра I, являются архитектурным центром Большого каскада Петергофа. Гроты облицованы туфом и украшены мраморными и золочёными скульптурами. В Нижнем гроте также есть свои фонтаны-шутихи. Здесь также можно рассмотреть туннели с водоподводными трубами и выставку, посвященную работе фонтанных мастеров прошлого
Эта закрытая дверь, ведет ко входу в Большой Дворец
Верхний или Малый Грот, стены и потолок которого облицованы туфом
В стены вмонтированы светильники, чтобы не страшно было тут ходить)
По пути то тут, то там встречаются такие вот световые люки
Экспозиция, посвященная тем, кто обслуживал фонтаны Петергофа в прошлом
К каждому фонтану, вода бежит по трубам разного цвета. Например на этом фото красная труба ведёт к «Самсону», а розовая — к фонтану “Корзина”
Эволюция труб…
Нижний или Большой Грот
Золотые скульптуры смотрятся на таком фоне мягко говоря непривычно)
А вот гипсовые бюсты гораздо более органично вписываются в окружающий каменный “пейзаж”
В 1721 году Петр I приказал создать в гроте Большого каскада “стол с брызганьем”, который можно наблюдать здесь и сегодня — овальный стол снабжен по краям незаметными форсунками, вода из которых накрывает нагнувшегося над столом нерадивого посетителя=)
В 1723 году император придумал ещё одну шутку для гостей — Пётр I распорядился устроить водяные завесы, неожиданно закрывающие входы в грот)
А вот и выход из гротов
Мало кто видел, как Петергоф выглядит ночью) Что ж, смотрите=)